Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

Category:

Дедушка Кузюка

Преподобный Феодосий Кавказский

Иеросхимонах Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился в 1841 году в Пермской губернии, в бедной многодетной крестьянской семье. Однажды все вместе собрались, как обычно, во время обеда. Вдруг в избу влетел голубь. Покружив, он сел на руку Федору. Мальчик поднял руку, и птица, взмахнув крылами, скрылась за иконами. Вскоре, еще совсем в юном возрасте, Федор, пристав к группе паломников, отправился на Афон и был принят в обители Положения Пояса Божией Матери, приписанной к Иверскому монастырю (26, 14). Юный подвижник разговаривал только в случае крайней необходимости, с необыкновенной теплотой молился Пресвятой Богородице и пребывал в трудах и смирении. После восемнадцати лет Федор был пострижен в монахи с именем Феодосий и направлен для прохождения послушания в Константинополь, в Русский странноприимный дом, а затем — в Иерусалим для служения у Гроба Господня. В 1879 году он отправляется на Афон в ту же обитель, а в 1901 году становится ее настоятелем. Он тяготился своими новыми обязанностями, его влекло к живой молитве. Вскоре он снова удалился в Иерусалим, где принял схиму. В 1908 году он возвращается в Россию, где в лесу у поселка Горный близ города Крымска основал пустыньку. Двадцать лет служения у Гроба Господня и сорок лет, проведенных на Афоне, стали тем багажом, с которым он вернулся в Россию.

В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце, обладающем даром духовного прозрения, распространилась быстро. Привезли к нему как-то человека на костылях с отнявшимися ногами. После совместной покаянной молитвы отец Феодосий принес ему кружку мутной воды с головастиками и со словами: «Крестись истинно и пей до дна — здесь все твои грехи» — осенил его крестом. И совершилось чудо: мужчина встал и пошел — отныне он был совершенно здоров! Немало таких исцелений произошло в этой скромной пустыньке на глазах у ее посетителей, прежде чем в марте 1927 года отца Феодосия арестовали и увезли в Новороссийск (26, 22–25). После освобождения из заключения и ссылки он в 1932 году оказался в Минеральных Водах, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубаху, играл с детьми, рассказывал им о Христе. Часто старец наставлял творить Иисусову молитву и говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, день и ночь молились бы Богу. Евангелие знал наизусть. Без всяких книг мог читать вслух Псалтирь много часов без перерыва. Владел несколькими иностранными языками. Он всем напоминал, что со времен земной жизни Спасителя в делах веры ничего не изменилось, поэтому необходимо строго придерживаться апостольского учения и правил святых отцов. Дети прозвали его Дедушка Кузюка.

Как нам, современным людям, понять подвиг юродства? Как вместить, что афонский иеросхимонах, более шестидесяти лет — целую жизнь! — питаясь духовными плодами величайших православных святынь, стал Дедушкой Кузюкой? Может быть, о чем-то схожем думал архимандрит Софроний (Сахаров), когда писал: «Скорбен и узок путь нашей веры: все тело нашей жизни покрывается ранами на всех уровнях, и болезнь доходит до той грани, когда страдальческий ум умолкает в состоянии интенсивного пребывания вне времени. Выпадая из… бытийного созерцания, мы обретаем в глубине сердца уже готовые мысли, не нами изобретенные» (27, 111).

Во время Великой Отечественной войны отец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России и ее защитниках, а также о погибших воинах. Неся подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей к добру, и совершал великой силы чудеса. Рассказывают, что в городе рядом с железнодорожными путями находилась больница. На рельсах среди других вагонов стояла огромная цистерна с бензином. Вдруг стрелочники заметили куда-то бегущего Дедушку Кузюку. В одной руке он держал крест, а другой — силился столкнуть вагоны с места. «Ну и чудной наш дед, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Только это подумали, глянули и… глазам своим не поверили: вагоны дрогнули и потихоньку покатились по путям. Через мгновенье раздался мощный взрыв. На место, где минуту назад стояла цистерна, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям (26, 28). А когда немцы подступили к Минеральным Водам, произошел такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, приблизился отец Феодосий к детскому саду и ласково по-звал гулявших на улице детей: «Гули-гули, за мной, деточки! Гули-гули, за мной!» Забавы ради дети побежали за Дедушкой Кузюкой, воспитатели — за детьми. В это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб — всех вывел прозорливый старец (26, 29).

«Если мы живем наши состояния только как наши, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров), — то душа обедняется и в конце концов становится бесплодною, а жизнь бессмысленною… Наша задача, которая поставлена перед нами Евангелием, — стать универсальными… носить в себе весь космос, жить всю глубину истории мира и… человека» (27, 105). С этой задачей прп. Феодосий Кавказский справился, поскольку его житие есть непрерывное устремление к Богу, непрестанная проповедь Царствия Небесного, пример самого возвышенного служения людям, которые благодаря ему соприкоснулись с вечностью. Ведь вечность входит в этот мир через живого человека, стяжавшего в себе Христа.

* * *

Таким образом, Русская Православная Церковь во все периоды своего бытия была тесно связана со Святой Горой: с Афона пришли первые киевские подвижники на заре христианства на Руси; оттуда же распространилось исихастское влияние в XIV веке; афонитами были многие выдающиеся деятели Русской Церкви; с Афона везли греческие книги для книжной справы в XVII веке; с ним связано возрождение русского монашества в конце XVIII – первой половине XIX века; в начале ХХ века Афон оказывал огромное влияние на духовную жизнь России, достигая самых ее сокровенных народных глубин. Многочисленны и зримые знаки связи со Святой Горой: — это прежде всего иконы, написанные на Афоне и пребывающие в русских храмах и монастырях от запада до Сибири и от Кавказа до северных границ. Невидимая, но живая и благодатная связь с оплотом православного монашества, Святой Горой, через его преподобных подвижников, отшельников, духовных писателей, делателей молитвы, мучеников за Христа, через его богослужение, уставы и церковное пение, предопределила необычайную жизненную силу русского монашества, воспитала, укрепила и подготовила его к исполнению своей главной исторической и эсхатологической миссии — сохранению Православия до времени Второго Пришествия Христа и Страшного Суда.

https://pravoslavie.ru/31809.html
Subscribe
promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... https://www.youtube.com/watch?v=keMAC2_K0VQ От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments