
В исключительном смысле Спасителем именуется Господь. Именно Он спас людей, воплотившись, преподав им учение веры, пример добродетельной жизни, добровольно принеся Себя в Искупительную Жертву, победив ад, проложив путь в Небесные селения, создав Церковь. В этом понимании ни Богородица, ни кто-либо другой из людей не является Его Со-Спасителем. Вместе с тем, о каждом истинном христианине говорится как об активно стремящемся ко спасению. В этом смысле под спасением подразумевается положительный результат всех его действий (также помыслов, мыслей, желаний), направленных на единение с Богом и Его святыми, богоуподобление и наследование Царства Небесного (что значит, достигнуть спасения). Кроме того спасением, как процессом, осуществляемым стараниями верующего при посредстве Божественной благодати, могут именоваться сами действия, в их совокупности. Мы обращаемся к Богородице «спаси нас!» или когда призываем Её помочь в избавлении от конкретных текущих (либо возможных) бед, напастей, опасностей (в том числе со стороны диавола), в ограждении от конкретных ошибок и заблуждений, грехов; или же когда просим общего содействия в достижении спасения (понимаемого во втором из выше приведенных значений).
Таким образом, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
Journal information