"Русские" или "законные"? Сергей Салтыков или Петр III? Почему Екатерина держала интригу.
Екатерина II, точнее на тот момент еще великая княгиня Екатерина Алексеевна, родила долгожданного наследника в 1754 году. Замужем за великим князем Петром Федоровичем она была уже 9 лет. Все эти годы у супругов не было детей. Сперва из-за фимоза Петра, потом супруги просто не любили друг друга и делили постель очень редко. У Екатерины был фаворит, признанный красавец Сергей Салтыков. Это породило слухи, что именно он может являться настоящим отцом Павла. Петр ребенка признал как своего сына. Где правда?
Есть известный исторический анекдот:
Александр III поручил своему министру Победоносцеву расследовать эту историю. Узнав об отцовстве Салтыкова, император перекрестился и сказал: «Слава Богу, мы русские!». А услышав от историков опровержение, снова перекрестился: «Слава Богу, мы законные!»
В пользу Сергея Салтыкова
Императрица Елизавета переживала, что у молодых нет детей, нет наследника. Здоровье Петра, физическое и психическое, волновало ее. Способен ли он зачать ребенка? Елизавета смотрела на племянника и его жену и всё яснее понимала, что страшится передавать страну такому как Петр, а вот Екатерина явно умна и дальновидна. И было бы неплохо, чтобы она была регентшей при сыне-наследнике. Но вот ни сына, ни дочери пока не было.
У Петра был фимоз, от которого его вскоре избавили. Но вместо того, чтобы работать над наследником, Петр Федорович пошел вразнос, меняя любовниц, к жене же оставался холоден. Для виду приходил к ней иногда по ночам, но этого было мало. Время шло...
Есть версия, что Сергея Салтыкова "подложила" Екатерине сама Елизавета Петровна с помощью своего канцлера Бестужева-Рюмина. Высокий, красивый, умный и обаятельный Салтыков подходил на роль отца будущего императора, мог передать ему хорошие гены. Сергей Салтыков быстро стал любовником великой княгини.
Сразу после рождения Павла императрица Елизавета отправила Салтыкова с дипломатической миссией в Гамбург. Далее его назначали то в одну Европейскую страну, то в другую. С Екатериной он больше никогда не виделся. Точная дата смерти Сергея Салтыкова неизвестна.
В пользу Петра Федоровича
После переворота 1762 года к власти пришла Екатерина. С этого момента Петра III везде представляли как вредного дурачка. Да, Петр "не словил мышей" вовремя, недооценил свою супругу, где-то переоценил себя самого. Многих настроил против себя тем, что свел на нет все результаты Семилетней войны. Но он отнюдь не был идиотом. И не хуже других понимал, как важен сын-наследник.
Екатерину он не любил как жену, правда, уважал ее ум и суждения, спрашивал совета. Их поженили в 16 лет. Тогда действительно Петр мог быть еще прыщавым подростком. Да в общем-то он таким и был - худой, некрасивый, со следами оспы на лице, дичившийся женщин. Попросту не знал, что делать с юной 16-летней супругой. Плюс физическая проблема - фимоз.
Шло время, Петр взрослел, от фимоза его избавили. Кстати, операцию сделал Сергей Салтыков, вот такая ирония судьбы). Петр стал лучше ориентироваться в происходящем. Тетка, императрица Елизавета, не вечна, и если собственных законных детей не будет, то наследников брать уже неоткуда.
К тому же Павел похож на Петра, особенно в молодости. Больше всего запутывает то, что Павел больше всего похож на мать, на Екатерину. Это строение лица, форма глаз, улыбка.
Главные аргументы в пользу отцовства Петра III:
- Екатерина и Петр были троюродными братом и сестрой и некоторыми чертами похожи между собой, и логично,что их ребенок будет иметь сходство с обоими;
- Общий образ (если не брать конкретные черты) действительно больше вызывает ассоциации с Петром, чем с Салтыковым;
- У Павла, если присмотреться, есть ямка на подбородке. Эта особенность передается ТОЛЬКО от родителей. У Петра эта ямка более, чем заметна. Ни у Екатерины, ни у Салтыкова ее нет;
- Николай I - сын Павла. Тесты, которые провели прямым потомкам Николая I, говорят о том, что они имеют Y-галлотипы, типичные для немцев и практически не встречающиеся в России. Это косвенный аргумент, ведь начиная с самого Павла все императоры женились на немках, а у эмигрантов и вовсе ничего русского не осталось.
- Екатерина не особо любила сына. Возможно, потому что его отец был ей противен или она чувствовала свою вину?
- Характер Павла напоминал характер его официального отца, особенно склонность к истерии.
Почему Екатерина держала интригу
Никому и никогда, ни устно, ни в дневниках Екатерина так и не призналась, кто настоящий отец Павла.
Journal information