Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

Categories:

МОНИТОРИНГ СМИ: Священномученик Василий Зеленцов. Святитель, не признавший «декларацию» Сергия и рас

https://cre

МОНИТОРИНГ СМИ: Священномученик Василий Зеленцов. Святитель, не признавший "декларацию" Сергия и расстрелянный в Москве 7 февраля

Василий Зеленцов — сын священника из села Зимарова Раненбургского уезда Рязанской губернии. В 1896 году 26-летний Василий Зеленцов окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1900 году — Московскую духовную академию. По другим данным, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1900 году назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию, где с 1901 года на четвертом и пятом курсах преподавал практическое руководство для пастырей и литургику. До 1917 года, преподавал в разных духовных училищах, русский язык — в Мариупольском духовном училище, в Екатеринославской духовной семинарии — латинский язык и историю, исполнял должность епархиального миссионера.

Был избран членом Поместного собора Российской православной церкви 1917-1918 гг. от мирян Рязанской епархии, активно участвовал в работе собора. В полемике, развернувшейся вокруг вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства, отстаивал необходимость независимости церкви; критиковал позицию некоторых членов собора, желавших добиться от государства содержания взамен на церковную свободу.

В 1918 году по окончании работы собора был послан миссионером в Полтавскую епархию. В 1919 году рукоположен во священника Полтавским архиепископом Феофаном (Быстровым), определен к Троицкой церкви Полтавы.

В Полтаве активно занимался миссионерской деятельностью, обходил окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков, евреев. Помогал неимущим, содержал на своем иждивении четырёх детей-сирот, у которых умер отец-священник. Стремился привлечь к участию в богослужении всех молящихся, для деятельного противодействия насаждавшемуся государством безбожию организовал при Троицком храме молодежное Покровское христианское общество.

Священник часто проповедовал в разных храмах Полтавы. После того как в июле 1919 года город заняли войска генерала Антона Деникина, священник Василий в Троицком храме и, по благословению архиепископа, в городском соборе, на площадях города после совершения молебнов часто произносил проповеди в поддержку белого движения. Когда деникинская армия и с ней часть духовенства уходили из Полтавы, священник решил остаться, по его просьбе губернатор предоставил для эвакуирующегося духовенства отдельный вагон. Ушедший с белыми настоятель храма Кадетского корпуса протоиерей Сергий Четвериков поручил часть церковного имущества священнику Василию, с тем чтобы последний передал его по назначению. Священник Василий исполнил это поручение, при передаче ценностей ему была дана соответствующая расписка, которая была изъята у него при обыске во время кампании по изъятию церковных ценностей и явилась «доказательством» его вины.

Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году священник Василий обратился к верующим с призывом жертвовать голодающим хлеб, но не передавать властям богослужебные предметы, т.к. был уверен, что они не будут использованы для помощи голодающим. Священник обратился к властям с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба для передачи голодающим, но не получил ответа, в городе началось массовое изъятие церковного имущества. В это время свящ. Василию стало известно содержание телеграммы начальника Полтавского ОГПУ вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей и сообщал о намерении приступить к арестам духовенства. Священник немедленно сообщил о телеграмме духовенству.

30 мая 1922 года был арестован, заключен в тюрьму в Полтаве. Сначала находился в общей камере, все продукты, которые ему передавали, распределял среди заключенных, затем был переведен в одиночную камеру.

Показательный судебный процесс по делу священника Василия проходил в здании Полтавского музыкального училища 9-12 августа 1922 года. 12 августа был зачитан приговор, священника обвинили в том, что он «призывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителей, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и православной Церкви, предлагая населению поддерживать, кто чем может Добровольческую армию», в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, «характер государственной тайны», в сокрытии церковных ценностей храма Кадетского корпуса.

Суд пришел к выводу, что «вся деятельность Зеленцова, на протяжении 4 лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявление гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, заставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного нераскаявшегося контрреволюционера и врага трудящихся масс», и приговорил священника к расстрелу. Сразу же после вынесения приговора делегаты от полтавских заводов поехали в Москву ходатайствовать перед властями об изменении приговора, адвокат подал кассационную жалобу в Верховный трибунал. 20 августа 1922 года Верховный трибунал принял решение о замене смертной казни 5 годами тюремного заключения.

Отец Василий отбывал срок в общей камере городской тюрьмы. Почти каждый день верующие передавали ему продукты, среди заключенных священник пользовался уважением и любовью, его избавляли от исполнения тюремных нарядов. Обеспокоенная тем, что священник Василий пользовался среди заключенных авторитетом, тюремная администрация перевела его в харьковскую тюрьму. В это время полтавская пресса вела пропагандистскую кампанию против священника, в частности, в газете «Большевик Полтавщины» некий Капельгородский опубликовал сатирический «акафист» священнику Василию, в котором высмеивал священника и «предрекал» будущее его прославление церковью.

В 1925 году священник Василий подал прошение о досрочном освобождении. В июне 1925 года при обозрении харьковской тюрьмы контрольной комиссией он заявил представителям комиссии: «Убедившись, что советская власть стала народной властью и, уважая право народа самому по своему желанию выбирать и организовывать себе верховное правительство, я теперь ищу мира с сов. властью, обещаюсь по выходе из заключения отдать все свои силы исключительно на служение Церкви».

12 июня 1925 года был освобожден, вернулся в Полтаву. Будучи в заключении, священник помогал нищей с маленьким сыном, просившей подаяние у стен тюрьмы. Женщина умерла, священник стал заботиться о мальчике, впоследствии поселившемся вместе с другими воспитанниками у священника Василия.

В это время в Полтавской епархии возник раскол, который возглавил епископ Феофил (Булдовский). Священник Василий выступал с обличениями нового движения, приглашал в Троицкий храм, настоятелем которой являлся, сторонников епископа Феофила разъяснять свои позиции прихожанам. У тех, кто слушал проповеди священника Василия и других православных священников, а также выступления сторонников епископа Феофила, не оставалось сомнений в беззаконности нового раскола. 13 августа 1925 года священник был вызван на допрос в ОГПУ. Его обвинили в том, что он устраивает в храме религиозные диспуты и тем самым производит возмущение среди населения города. После допросов священник Василий был освобожден.

В августе 1925 года пострижен в мантию и возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским).

25 августа 1925 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в Троицком храме совершали архиепископ Григорий (Лисовский) и тайно прибывший в Полтаву Глуховский епископ Дамаскин (Цедрик).

Епископ Василий остался настоятелем Троицкого храма, по приглашению духовенства служил и в других храмах Полтавы. В храмах, где он служил, всегда было много молящихся, которые стремились услышать его проповедь, привлекавшую не красноречием, но верой, бесстрашием, искренностью. Принимал участие в решении общецерковных вопросов, предпринял усилия для умаления влияния григорианского раскола (письмо архиепископу Григорию (Яцковскому) 1 марта 1926 года), выступил против попыток Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) встать во главе церковного управления (письмо митрополиту Агафангелу 6 мая 1926 года).

27 августа 1926 года был вызван в Харьков и там арестован, затем препровожден в Бутырскую тюрьму в Москве. 30 августа Полтавское ОГПУ составило обвинительное заключение, таким образом характеризовав епископа: «Желая создать себе авторитет и, кроме того, усилить тихоновщину как таковую, гражданин Зеленцов созывает нелегальный диспут с булдовцами, во время которого старается доказать, что единственная правая церковь это тихоновская. Почувствовав под собой твердую почву в лице своего авторитета среди верующих, Зеленцов переходит к будированию всей массы, подстрекая последнюю активно выступить и потребовать тихоновскому течению привилегий».

Полтавское ОГПУ рекомендовало выслать епископа Василия из Украины на три года. 24 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку к трём годам ИТЛ по обвинению в «дискредитации советской власти», епископ отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения.

Летом следующего года епископ Василий отправил два письма митрополиту Сергию (Страгородскому), в которых выразил несогласие с отдельными положениями «Декларации» 1927 года. Во втором послании, озаглавленном «Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 г.», епископ Василий развивал свою главную идею о независимости церкви от государства и утверждал, что советская власть не может быть «от Бога, тогда как она уничтожает все, что есть Божьего на земле».

22 октября 1928 года в порядке разгрузки мест заключения был досрочно освобожден из лагеря и выслан на три года в Сибирь, поселился в деревне Пьяново Братского района Иркутского округа (ныне в черте села Большеокинского Братского района Иркутской области). В материалах следственного дела 1930 года содержатся сведения о том, что в ссылке епископ Василий «начал ряд богословских работ на тему: перевод литургии на русский язык с богословскими примечаниями... пояснения к кн. Апокалипсис... каноническое положение неправославных христиан и др.».

Продолжая полемику с митрополитом Сергием, епископ Василий передал своим единомышленникам объемное сочинение «В чем состоит верность Христу в церковной жизни», в котором, по свидетельству того же следственного дела, «писал о неканоничности действий митр. Сергия и его Синода». Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение.

1 декабря 1929 года вышло распоряжение ОГПУ об аресте епископа Василия, 9 декабря сотрудники ОГПУ добрались до деревни, где жил епископ, произвели обыск и арестовали его.

В январе 1930 года был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В начале февраля было составлено обвинительное заключение, в котором ему ставилась в вину вся его предшествующая деятельность, его требование бескомпромиссности в отношениях Церкви к враждебному ей государству.

Расстрелян 7 февраля 1930 года по постановлению Коллегии ОГПУ от 3 февраля 1930 года, погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Кирилл Харатьян,
"ПОЛИТ.РУ", 12 февраля 2021 г.

Опубликовано: 12.02.2021do.press/235728/
Subscribe

promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... https://www.youtube.com/watch?v=keMAC2_K0VQ От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments