Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

Categories:

«Ирод окаянный»: всякая ли власть от Бога, и почему Иисус Христос родился до Рождества Христова

БИБЛИОТЕКА: Сергей Шарапов. «Ирод окаянный»: всякая ли власть от Бога, и почему Иисус Христос родился до Рождества Христова [церковная история]

«Вот же ирод», «ирод проклятый», «ирод окаянный», «ирод рода человеческого». Такими оборотами пестрит художественная литература, публицистика, устная речь.

«Ирод» тут – имя нарицательное, означающее мучителя, тирана, изверга, злодея. Но восходит оно к собственному имени иудейского царя Ирода Великого, который, согласно евангельскому сюжету, из-за страха потерять власть устроил геноцид Вифлеемских младенцев. Тем – в самом плохом смысле – и прославился. Хотя титул «Великий» присвоен ему, конечно, не за это.

Ирода Великого не нужно путать с его сыном Иродом Антипой, казнившим пророка Иоанна Предтечу. Эту историю я рассказывал в 8-й беседе – «Охотники за головами и голова на золотом блюде». Есть в Евангелии и еще одна характерная сцена с участием Ирода-младшего – сцена издевательства над Иисусом Христом. В общем, яблочко от яблоньки, как говорится…

«Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода Великого», – написано в начале Евангелия от Матфея. Однако, согласно историческим источникам, Ирод умер в 4-м году до Рождества Христова. Впрочем, повода для паники тут нет. Всего лишь ошибка летоисчисления – бывает.

Восходит эта ошибка к Дионисию Малому. Это римский ученый VI века, аббат, канонист, историк, который собственно и был основоположником нового для европейской цивилизации летосчисления – от Рождества Христова.

Прежнее римское летосчисление велось от первого года правления императора Диоклетиана, жившего за два с лишним века перед тем – не такая уж седая древность. В памяти христиан Диоклетиан остался одним из претендентов на звание «нового Ирода» – в конце его царствования произошло самое масштабное гонение на Церковь; гонение это стало последним в древней истории.

И вот Дионисий Малый предложил новую систему отсчёта годов – не от  языческого императора – гонителя христиан, а от Самого Христа. При этом исходил Дионисий из хронологической привязки из Евангелия от Луки: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати». И было это «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря».

Посредством разного рода сопоставлений и вычислений Дионисий пришел к выводу, что Иисус родился в 754 году от основания Рима. Этот год стал началом нового – христианского – летоисчисления, новой эры.

Со временем летоисчисление Дионисия Малого стало общепринятым. Однако с учетом новых данных получается, что Дионисий немного ошибся: на самом деле исторический Иисус родился на несколько лет раньше – в промежуток между 7-м и 4-м годами до Рождества Христова. Во избежание когнитивного диссонанса в этом случае лучше говорить «до нашей эры».

Рождение Иисуса пришлось на самые-самые последние годы жизни Ирода Великого, возможно, на год его смерти. Поскольку Ирод более 30 лет был правителем страны, расположенной на стыке империй и государств, о нем сохранилось больше исторических сведений, чем о других евангельских персонажах.

К тому же, всем нам очень повезло с Иосифом Флавием – иудейским историком I века, знатоком прошлого и очевидцем многих важнейших для раннего христианства событий. Подробно описанная им жизнь царя Ирода – яркий штрих к евангельскому контексту. Ну и лишний повод подумать об одном из извечных для человечества, мучительных и проклятых, как выражался Достоевский, вопросов. – О власти, куда же без нее.

Итак, небольшой экскурс в «Иудейские древности» – так называется одна из книг Иосифа Флавия.

После Вавилонского плена иудеи попадали под власть то персов, то греков – наследников империи Александра Македонского. А в 63 году до нашей эры Иудею починил римский военачальник Помпей. Последний собственно Иудейский царь Аристовул был пленен и затем отравлен (отравления всегда были в тренде!).

Именно тогда на политической сцене появляется Антипатр – отец Ирода. Антипатр был другом Гиркана – незаконного, но влиятельного первосвященника, ставленника незаконной царицы Саломеи.

С точки зрения ветхозаветной традиции, там уже давно творилось беззаконие за беззаконием – и в престолонаследовании, и в преемстве, так сказать, церковной иерархии. Один первосвященник вдруг провозгласил себя царем, что было каноническим нонсенсом. Других стали назначать по своему вкусу языческие правители – не меньший нонсенс. Традиционное преемство первосвященников от отца к сыну прервалось. Был еще семилетний период, когда первосвященства в Иерусалимском храме не было вообще. А то, которое затем появилось, покупалось и продавалось. Бардак, одним словом.

Все это влекло серьезные, как сейчас сказали бы, канонические проблемы, приводило к церковным разделениям – иерархическим расколам, образованием враждующих религиозных партий и групп: саддукеи, фарисеи, ессеи – это только самые крупные движения. Ессеи, судя по всему, как раз и возникли в результате одного из таких иерархических расколов, это было священническое движение, довольно многочисленное.

Между тем в Риме шла борьба за власть. Антипатр быстро сориентировался  и, став креатурой Юлия Цезаря, не прогадал: Цезарь добился власти в империи, Антипатр получил власть над вассальной Иудеей.

Однако была тут одна немаленькая проблема – Антипатр не просто не был из царского рода – потомком Давида, он вообще не был иудеем. Происходил он из идумеев – наследников библейского ИсАва, который, если помните, из-за чечевичной похлебки отверг свое первородство. Шансов стать законным царем, признанным иудейским народом, ни у Антипатра, ни у его сыновей не было. Оставалось полагаться на внешнюю силу – римское оружие.

Ставший преемником отца Ирод всегда жил под этим страхом – его власть незаконна. Поэтому и удерживать ее ему тоже удавалось только за счет правильных ставок в римской политике – сначала на Марка Антония, потом на Октавиана, будущего Августа – первого правителя Рима, получившего императорский титул.

Лжецарствование Ирода началось с осады Иерусалима, взятого перед тем под контроль одним из сыновей того самого Аристовула – последнего иудейского царя. Корону-то в Риме Ирод получил, а вот престол нужно было взять самому. Однако такой захват власти признания со стороны иудеев не гарантировал, скорее наоборот.

В самом начале своего правления Ирод был подвергнут унижению со стороны «церковников»: первосвященник вызвал его на суд Синедриона. Иерусалимский синедрион был официальным правящим советом, в который входили семьдесят авторитетнейших мужей. Возглавлял совет первосвященник.

Ироду инкриминировали совершенную без суда и следствия казнь некоего Езекии, лидера одной из крупных иудейских ОПГ того времени. Иосиф Флавий рисует яркую сцену: «Ирод действительно явился в суд… но с предосторожностями и отрядом телохранителей… он нагнал на всех такой страх, что никто из прежних его обвинителей не решился сказать против него ни одного слова, наступила минута всеобщего молчания…»

Впрочем, запугать оппозицию Ироду удалось только на время. Затем стали появляться новые обвинения. О том, что царь он незаконный – не из рода Давидова – помнил не только сам Ирод. Поэтому и понимал, что одной только внешней и силовой – со стороны римлян – поддержки мало, нужна внутренняя опора – в лице первосвященников. Вот их Ирод и стал постепенно подчинять – неугодных смещал, угодных ставил. Со временем он и вообще перестал с ними церемониться. Сначала одного, ставшего неугодным, утопили во время купания. Затем другого неугодного казнили уже вполне официально.

К концу жизни Ирода все, кого он мог заподозрить в покушении на его власть, заканчивали нехорошо. Он расправился даже со многими членами своей собственной семьи, включая родного брата, одну из жен и, страшно сказать, тещу. Паранойя стала совсем уж неконтролируемой.

Редко кому удается относиться к собственной власти спокойно, поэтому лучше уступать ее вовремя, иначе она съест тебя изнутри.

В таком параноидном контексте психологически весьма достоверным выглядит тот переполох, который был вызван вопросом пришедших с Востока волхвов: «Где родившийся Царь Иудейский?» Ирод, как говорится в Евангелии от Матфея, встревожился, собрал первосвященников и книжников, стал выяснять у них, где именно, согласно пророчествам, должно родиться Царю.

Потом была попытка перехитрить волхвов. Безудержный гнев, когда стало ясно, что те перехитрили его самого. Наконец, безумный – от бессильной злобы – приказ перебить всех родившихся в Вифлееме младенцев «от двух лет и ниже».

Ну и, конечно же, евангельский рассказ очень символичен: истинный Царь Иудейский рождается в последний год жизни незаконного царя. Хотя запаниковал Ирод, конечно, зря – на его незаконно добытую политическую власть законный Царь не претендовал: «Царство мое не от мира сего», – скажет Он позже.

Тем не менее, власть Ирода висела уже на волоске, впрочем, как и сама его жизнь, которую он этому идолу – идолу власти – принес в жертву.

Как описывает Иосиф Флавий, умер Ирод в физических и психологических страданиях, ненавидимый и своим окружением, и родственниками, и народом. За его смертью ожидаемо последовали разброд и шатания: никакого трансфера Ирод не обеспечил, римскому центру пришлось вводить в Иудее прямое управление – через префектов и прокураторов. Однако замирить вошедший в состояние турбулентности регион так и не удалось.

В эту-то смутную эпоху и родился истинный Царь Иудейский. Настолько смутную, что даже ближайшие ученики Иисуса, толкуя Его Царство слишком буквально, подбивали Его на восстание. Когда же стало ясно, что цели у Него другие, недоумевали – какие же? А один из них – Иуда – так и вовсе расстроился и обозлился.

Восстание, закончившееся жестким подавлением и разрушением Иерусалима, случилось позже – через три десятилетия после распятия Христа. Напомню, на табличке, прибитой к Кресту Христову по распоряжению ироничного Пилата, было так и написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Еще один штрих. Кроме прочего Ирод известен еще и как храмостроитель и благотворитель. Он не только подстроил под себя саддукейских первосвященников, но и капитально перестроил Иерусалимский храм, в котором те служили. Простоял этот храм меньше века – после упомянутого восстания он был полностью разрушен, о чем, кстати, Иисус не раз предупреждал, вызывая тем самым ярость религиозных оппонентов.

Строил Ирод и объекты культурного назначения – театры и амфитеатры, и,  само собой, военного – крепости. В частности, крепость Масада в Иудейской пустыне (не путать с названием современной Израильской внешней разведки «Моссад»). В этой крепости при всяких – как реальных, так и мнимых – опасностях он прятал свою семью. Через семьдесят лет после смерти Ирода крепость Масада сыграет свою роковую роль в том самом иудейском восстании – она станет последним оплотом повстанцев и после ее длительной осады римскими легионерами оборонявшиеся в ней зилоты совершат, в конце концов, акт коллективного суицида (у нас еще будет повод вспомнить всю эту историю подробней).

А в заключение обещанный в заголовке вопрос: всякая ли власть от Бога? Многие, думаю, догадались, что вопрос этот – аллюзия на слова апостола Павла из Послания к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Пререкаемые, надо заметить, слова. По поводу этого апостольского фрагмента до сих пор ведутся ожесточенные споры. Вот, власть Ирода – тоже от Бога была?

Подробно о христианском понимании власти при случае поговорим. А пока – только общий принцип, как он сформулирован, например, в одном из писем преподобного Исидора Пелусиота, жившего в пятом веке. Исидор был учеником Иоанна Златоуста, у которого и научился такому пониманию.

Разрешая недоумение своего адресата, преподобный Исидор поясняет: «Апостол Павел не сказал: нет правителя, который не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании». То есть речь у апостола о власти как самом принципе, способствующем удержанию этого беспокойного мира в относительном порядке – «чтобы общество не пришло в неустройство».

Таким образом, власть – не какая-то самостоятельная сакральная ценность ради себя самой, а лишь техническое утилитарное средство. Она не для того, чтобы строить рай на земле – это совершенно нереалистичная затея, и чем надежней она будет забыта людьми, тем им же лучше. Власть нужна, чтобы земная жизнь не превращалась в ад.

Однако если та или иная конкретная власть с этой задачей не справляется, тем более, если и сама способствует наступлению земного ада, она перестает быть властью от Бога, теряет свою легитимность.

«Если какой злодей захватил власть беззаконно, – пишет Исидор Пелусиот, – то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание».

В общем, святые отцы толсто намекают сильным мира сего и власть имущим: не будь, как Ирод, и Бог тебя благословит, и люди к тебе потянутся, и потомки не сделают твое имя в плохом смысле нарицательным. А только если в хорошем. Аминь.

Источник: «Евангелие для взрослых»https://credo.press/234896/

Subscribe

promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... https://www.youtube.com/watch?v=keMAC2_K0VQ От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments