Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

Category:

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Щипков и «контора». Бывший церковный диссидент пошел гораздо дальше банального серв

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Щипков и «контора». Бывший церковный диссидент пошел гораздо дальше банального сервилизма иерархии РПЦ МП

В рамках той культуры, в которой мы живем, откровенное обслуживание интересов власть предержащих не считается дурным тоном. И часто этические вопросы даже для экспертов, работающих в религиозном поле, оказываются чем-то второстепенным, отходят на задний план по сравнению с «практическими» задачами обслуги. Политика – в фукианском значении, в смысле наблюдать и надзирать – захватила и церковное пространство. И собственно христианское измерение уходит куда-то в сторону, а вместе с ним - и общественные проекции Церкви, способные изменить не только нашу оптику, но и саму конфигурацию социальности.

Программа «Щипков» на телеканале «Спас» наглядно демонстрирует эту дурную бесконечность и тотальность политического. В последнем своем выпуске «Агитаторы» известный церковный функционер наехал на левых и правых. И на умеренных тоже. И все это – ради чего?

Ради пустоты. Чтобы заболтать, превратить в ничто те серьезные вопросы, которые ставит перед нами общественная и церковная жизнь. Чтобы выше сапога никто смотреть не мог. И сами сапоги тачать без особого благословения тоже предосудительно.

В своей программе Щипков сфокусировался на трех событиях последнего времени. На лекции публициста Сергея Чапнина в МДА, на собрании консервативных православных мирян в Москве и на выступлении священника Георгия Кочеткова в программе «Ещенепознер».

Чапнин - в версии Щипкова - предстает яркой фигурой либерального православия. Еще бы: говорит о критическом отношении к существующим в РПЦ МП порядкам, ставит вопросы о более полном участии мирян в церковной жизни и т.д. и т.п. По мнению автора телепрограммы, подобные словеса недопустимы. И студенты, прослушав такую лекцию, превратились в зомби. Походя функционер лягает «парижское богословие» и делает сильное заявление о том, что модернисты всеми правдами и неправдами рвутся к власти.

Кажется, это обстоятельство больше всего пугает оратора. Никаких церковных заходов – будь то исторический экскурс (к примеру, анализ соответствующих решений Поместного Собора 1917-18 гг.) или рассмотрение церковных потребностей сегодняшнего дня – у него не наблюдается. Зато вешается табличка. И начинаются пляски вокруг нее.

Спору нет, индивидуализм, расцветший в церковной ограде вместо общинности, требует своего осмысления. Но сведение его к политике убивает любую богословскую рефлексию. А без нее – тяжелый труд церковного политработника напоминает нам о бесплодной деятельности советских пропагандистов.

Собор православных мирян, организованный В.П. Семенко (в былые времена в президиуме рядом с ним неизменно сидел покойный протоиерей Всеволод Чаплин), также удостоился внимания нашего аналитика. На собрании были рассмотрены некоторые церковные проблемы.Часть из них – сомнительного свойства (к ним я отношу темы, связанные с ковид-диссидентством в разных его проявлениях). Но другие – вполне жизненные. Так, на встрече немало говорили о соборности, об участии мирян в жизни Церкви, о богословско-канонических проблемах. И опять Щипков задвинул все это на задний план, заявив, что участники подыгрывают либералам, выступают в роли «контрагентов». Повесил табличку, написал слово и превратил реальность в симулякр.

Больше всего, честно говоря, расстроили его комментарии по поводу программы с участием о. Георгия Кочеткова. Всю сложную ткань разговора функционер свел к «греховным амбициям» священника, попутно солгав о закрытии Свято-Филаретовского института. Он словно не заметил тех важных слов о народном покаянии и возрождении русского народа, ради которых и состоялась, собственно, та передача. Проблему возрождения русского народа о. Георгий трактует в контексте общего блага, общей пользы. Ее решение важно не только русским, но и всем народам на территории РФ. Поскольку возвращение к историческим корням поможет вернуться к нормальной жизни и не висеть вечно между советским и постсоветским.

Приходится признаться, что сама тема народного покаяния звучит в эпоху постмодерна достаточно архаично. В «Русском университете», работавшим всю первую неделю ноября, на это указал философ Андрей Тесля. По его словам, российское общество слишком атомизировано, состоит из разных несвязанных групп, поэтому говорить об общем покаянии не приходится. Покаяние могло произойти в обществе модерна, но не постмодерна.

Это серьезное возражение, на которое разве что можно ответить предположением: модернистский проект возможен и в современную эпоху, внутри постмодерна.

Да, сейчас практически нет площадок для вдумчивого разговора на русскую тему. Такие площадки могла бы создать РПЦ МП, тот же Всемирный русский народный собор, заместителем главы которого является Щипков. Но нет! Похоже, ВРНС придуман для того, чтобы заболтать проблему возрождения русского народа.

В логике Щипкова просматриваются исключительно интересы «конторы». Даже не интересы иерархии, не интересы патриарха (который, по косвенным данным, остался недоволен программой). Бессмысленно говорить, что с таким подходом «контора» просто выхолостит церковную жизнь, превратит ее в набор прогнозируемых, но не имеющих внутренней силы действий.

В СССР в полной мере КГБ это сделать не удалось. Потому что Церковь (действовавшая далеко не только в официальном поле — Прим. Ред.) сумела защитить точки своего внутреннего собирания от вторжения. Конечно, официальные «люди Церкви» постоянно шли на компромиссы с властью, но некоторые пытались и что-то сделать для пользы церковной. В политическом дискурсе Щипкова Церкви вообще не просматривается. Просто существуют определенного рода церковные практики, которые и конституируют РПЦ МП. Одни из них «конторе» угодны, другие - нет. И с этим нужно считаться и принимать как данность. Иначе – был зав.кафедрой протоиерей Павел Великанов. Нет сейчас такого зав.кафедрой, сняли в спешном порядке. (Щипков об этом умалчивает, будто сам не при чем).

Говоря недавно о Сергее Чапнине, я высказал предположение, что он тесно связан с Псковским митрополитом (хочется надеяться, что это не так). Но орбита Шевкунова – это все же примыкающее к Лубянке пространство. Сервилизм в контексте многовекторности. Здесь же, у Александра Щипкова, оно – то самое, основное.

Подумать только: ведь этот человек много лет назад был рядом с Огородниковым, Порешем, Охапкиным, практически вырос в дисссидентской среде, участвовал в самиздате, в общинной жизни… Ах, эти светлые идеалы юности!

Борис Колымагин,
для Портала «Credo.Press»

Опубликовано: 11.11.2020https://credo.press/234036/

Subscribe

promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой сами знаменитости? Зачем люди превращают себя в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments