МОНИТОРИНГ СМИ: Царствие земное. Рассказы об этике в РПЦ МП. 1 - Светлейшая квартира. Недвижимость Кирилла (Гундяева)

Митрополита Кирилла (Гундяева) избрали патриархом в 2009 году. В церкви его считали гораздо более либеральным, чем он может показаться мирянам. Некоторые церковники даже называют Кирилла «католиком». На то может быть много причин: наставник будущего патриарха, митрополит Никодим, симпатизировал католицизму, а во время выборов Кирилл представлял более либеральную программу, чем его соперник митрополит Климент.

Однако стезя Саворетти связана не только с церковными делами. Он — большой бизнесмен. Одним из его главных проектов в России была реконструкция здания на Волхонке, 6, напротив Кремля. Проект оказался проблемным. Компания Саворетти надстроила над зданием дополнительный этаж с мансардой. Столичные власти возмутились: в ноябре 1999 года тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение разобрать самовольную конструкцию в предельно короткий срок. Возможно, такая градостроительная принципиальность связана с тем, что надстройку заметили из Кремля и позвонили Лужкову с вопросами, как вообще кто-то мог самовольно надстроить этаж рядом с Боровицкой башней.

Одним из тех, кто занимался у Саворетти реконструкцией здания на Волхонке, был швейцарец югославского происхождения Александр Димитриевич.

Димитриевич принял участие не только в бесплатном улучшении жилищных условий семьи патриарха. В начале 2003 года швейцарец купил у будущего патриарха недостроенный дом в районе поселка Николина гора в Подмосковье, который сам Кирилл купил всего лишь за два года до того. Но обосновываться там Димитриевич не стал, вскоре перепродав дом. Сейчас стоимость дома подобной площади может достигать 70 млн рублей. Сколько на той сделке заработал будущий патриарх, в РПЦ не комментируют.
Димитриевич не ответил на вопросы «Проекта», в том числе и о сумме сделки. Его знакомый рассказал, что тот давно «дружит» с Кириллом. По крайней мере, они могли пересекаться по благотворительной линии. Из швейцарского бизнес-реестра известно, что в Женеве Димитриевич вместе с братом Николы Саворетти руководил работой благотворительной ассоциации «Лазарь». В 2000 году у отдела внешних церковных сношений, которым тогда руководил Кирилл, был совместный проект с «Лазарем» по помощи людям, пострадавшим от бомбежек Югославии.
Недвижимость патриарха и его родственников
Собственник: Владимир Гундяев (патриарх Кирилл), Лидия Леонова (троюродная сестра), Елена Холодова (троюродная сестра)


На вопрос о том, помогал ли ему Кирилл с проектом на Волхонке, Саворетти ответил отрицательно. «Даже когда я его просил помочь [не допустить] рейдерский захват Волхонки», — говорит он.
Пристрастие патриарха РПЦ к богатой жизни уже факт. Известно, что та же сестра Кирилла Лидия Леонова, уже имея огромную квартиру в родном Петербурге, жила в еще более роскошной квартире в Москве — в знаменитом «Доме на набережной» с видом на Кремль. В 2012 году у Кирилла с соседями вышел скандал из-за неаккуратного ремонта, и о жилплощади стало известно пастве. Может быть поэтому сейчас собственник квартиры в данных Росреестра просто скрыт — так делают в случае с данными важных чиновников и их родни.

Другая троюродная сестра патриарха — 63-летняя Елена Холодова — также вполне состоялась в финансовом плане. Одно время она была миноритарным акционером банка «Пересвет» и входила в совет директоров финансового учреждения — в то время, когда основной пакет акций держала РПЦ. Эта работа могла позволить ей в 2013 году купить квартиру в доме бизнес-класса на улице Расплетина на северо-западе Москвы, сейчас ее жилье может стоить около 22 млн рублей.
Однако ни один из этих фактов никогда не становился предметом разбирательств внутри РПЦ. Возможно, потому, что ее взгляд до сих пор был направлен на «нарушения» другого рода.
Юлия Лукьянова, Андрей Захаров, при участии Светланы Осиповой,
"ПРОЕКТ", 28 октября 2020 г.
Journal information