Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

ДИАЛОГИ. Беседа с настоятелем села Новоспасское где М.И.Глинка написал музыку к «Славься».

Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (каналы «ОТР» и «Регион­67») стал настоятель храма в  честь Тихвинской иконы Божьей Матери в  селе Новоспасское протоиерей Николай (Привалов).

– Здравствуйте.

– Я  Вас приветствую в  программе «Диалоги». Когда беседую со  священнослужителем, первым делом спрашиваю: как мне лучше обращаться? К  протоиереям, я  прочитал, официально обращаются «Ваше Высокопреподобие». Или, может быть, «отец Николай»?

– Да. Лучше вот так. Так мне привычней. По­деревенски.

– Отец Николай, мы  встречались с  Вами в  этой программе почти 19 лет назад, в  октябре 2001 года. Вы  тогда были настоятелем церкви в  селе Новоспасское. Эту  же должность занимаете и  сейчас. Я  начну, может быть, с жёсткого вопроса. В  церковных кругах тоже ведь есть такое понятие – карьера. Дьякон, потом протоиерей, епископ, митрополит, патриарх. Никогда не  было цели сделать карьеру как священнослужителю?

– Господи благослови…После протоиерея митрополитом никак не  станешь, потому что это  же епископское звание, такие должности даются только монашествующим. А я из  белого духовенства, то есть если уже так по званию, по церковному, это как подполковник. Если шапку ещё дадут цветную за 30 лет безупречной службы, то митрофорный протоиерей. И  всё.

– Ах вот как?

– Да. А у  монахов – иеродьякон, иеромонах, архимандрит, игумен и  уже дальше епископ, архиепископ и  митрополит, ну и  Святейший, конечно.

– То есть здесь уже хотел  бы отец Николай или не  хотел, но  так как он  белое монашество представляет, то уже не  может выше…

– Нет, теоретически возможно. Вот у  нас служил архиепископ Пантелеймон, известный Вам. Он  был женат, у  него матушка умерла, Царство небесное, и он  второй раз не  женился, принял монашество, стал игуменом в  Московской области, и в  дальнейшем его посвятили в  сан епископа, назначили на  Смоленскую кафедру. У  него 11 внуков, сейчас, наверное, уже больше. Это редко бывает, чтобы у  монаха были и  дети, и  внуки. То есть теоретически и  мне возможно. Если мы, вырастив детей, с  матушкой уйдем в  разные монастыри, она – в  женский, я – в  мужской.

– Но  это не  Ваш путь? Вам хорошо и в  белом монашестве?

– Не  знаю я  ещё… Не  зарекаюсь (смеется) . Но на  это нужно благословение старшего духовного начальства.

– Я  думаю, что отец Николай ещё долго будет нужен Новоспасскому храму в  честь Тихвинской иконы Божьей Матери, так что не  торопитесь. Я  напомню телезрителям вехи Вашей биографии. Родились Вы в  Хабаровске, детские годы прошли на  Украине под Киевом, затем окончили институт, получили специальность геодезиста. Затем – Советская армия. И  наконец, 1988 год. Вы  уже снова гражданский человек и  попадаете в  Новоспасское на  экскурсию, впечатляетесь этим местом, устраиваетесь на  работу в  музей. Вот как Вы в 2001 году в «Диалогах» вспоминали, каким перед Вами предстало Новоспасское:

«Вырос я на  Украине. Работал в  Госстрое в  Молдавии и  попал в  село российское, исконно русское, тем более – усадьба композитора, такой потенциал, старинный дом восстановлен, парк. И  люди живут в  закопчённых избах, навозные кучи выше крыши. Мне даже стыдно стало, что я, Николай Привалов, русский человек, видел другую жизнь. На  Украине и в  Молдавии даже механизаторы, работники совхозов, колхозов жили намного лучше, в  других совершенно условиях, и  уровень жизни лучше, и  дороги получше».

Что Новоспасское сегодня представляет?

– Как населённый пункт оно умерло практически. Осталось 13 человек, из  них 5 ходячих, 2­3 в  церковь ходят. Для поддержания жизни музея возят на  микроавтобусе работников из  Ельни и  приезжают из  других сел. Всего в  штате 20 человек. Благодаря музею­усадьбе ещё как­то жизнь в  Новоспасском теплится. Ну и  дачники на  лето приезжают, какие­то дома скупают. А  сельскохозяйственная деятельность практически прекратилась. У  нас при церкви существует подсобное крестьянско­фермерское хозяйство, ещё как­то пытаемся свой участок земли привести в  порядок. Несколько людей приезжали из  Десногорска, Рославля, Смоленска, даже из  Москвы, пытались что­то возродить. И  технику привозили. Но  техника без грамотных людей мертва. И  ещё у  нас такая проблема сложная: на  десяток жителей проживают четыре уголовника­рецидивиста. Они живут без документов, без регистрации, по несколько раз уже отсидевшие за  кражи. Они оседают в  этих деревнях и  потихоньку грабят тех людей, которые начинают возрождать дома, покупают дачи, пытаются здесь обосноваться. Вот такой пример. Знакомый купил дом пустующий у  сотрудницы музея, она уехала в  Ельню жить. Он  покупает дом. Такой достаточно крепкий деревенский дом на  берегу реки, баня. Звонит брату: приезжай в  баню на  Пасху, я  дом купил. Приезжает за  неделю проверить этот дом. А он  разграблен. Всё, что можно было вынести металлическое – печь в  бане, печь на  кухне, печь в  горнице, – на 50 тысяч уволокли. Все видели, как эти рецидивисты таскали всё. Он  погоревал: я их  накажу, я их  утоплю, убью… В  итоге он  побоялся даже написать заявление в  полицию. Во­первых, они не  будут искать, они не  принимают никаких мер. А во­вторых, он  даже боится, что будет ещё хуже. И  люди, старушки, закрываются и не  выходят никуда. Получается, что мы  сами себе предоставлены на  выживание. У  нас за  последние полгода несколько раз грабили церковь, церковную столовую, церковную лавку. Это серийные кражи. Вызываем полицию – бесполезно! Я  уже не  говорю про кражи на  своем хозяйстве. Сколько мы  пострадали лично с  семьёй – я  уже не  пишу, не  заявляю, понимаю, что нет смысла. Но  как настоятель я  обязан общественное сохранить, церковь – это  же общественное. По крупице собираешь, восстанавливаешь и  храм, где Глинку крестили, и  эту столовую церковную, куда люди жертвуют, мы  же не  получаем ничего из  бюджетных средств. Наш земляк известный, почётный житель Ельни, генерал­майор внешней разведки Иван Громаков пожертвовал церкви привезённые из  США приборы, фритюрницы. Всё украли! Уволокли всю нержавеющую посуду, кофе­машину разбомбили, холодильники. И  тут уже приходится заявлять. Приехала полиция, посмотрела, в  итоге отписку написали. У  полиции одни отписки. Или ради премии, или поощрения, чтобы не  показывать криминальную ситуацию, какая действительно сложилась у  нас в  Новоспасском. Вот такая, к  сожалению, сейчас ситуация в  культурном центре Смоленской области.


– Отец Николай, я  обязательно доведу эту информацию до  руководства областного управления внутренних дел, тем более что я  всё­таки член Общественного совета при УМВД, это раз. Во­вторых, Новоспасское для меня вообще особое место, потому что в  далёком 1976 году я в  качестве бойца стройотряда восстанавливал тогда ещё только фундамент для музея Глинки. Всё это печально слышать, потому что тогда, в  нашей программе 19 лет назад, Вы  более оптимистично смотрели на  ситуацию, на  будущее Новоспасского, на  будущее деревни: https://smolensk.bezformata.com/listnews/otetc-nikolaj-nikogda-ne-dumal/83615613/Славься, славься, нашъ русскій Царь!
Господомъ данный намъ Царь-Государь!
Да будетъ безсмертенъ твой Царскій родъ,
Да имъ благоденствуетъ русскій народъ.

Славься, славься, ты, Русь моя,
Славься ты, русская наша земля.
Да будетъ во вѣки вѣковъ сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься изъ рода въ родъ,
Славься, великій нашъ русскій народъ.
Враговъ, посягнувшихъ на край родной,
Рази безпощадной могучей рукой.

Славься, славься, родная Москва,
Родины нашей, страны голова.
Живи, возвышайся на радость намъ,
На счастье народовъ, на гибель врагамъ.

Слава, слава героямъ-бойцамъ,
Родины нашей отважнымъ сынамъ.
Кто кровь за Отчизну свою прольётъ,
Того никогда не забудетъ народъ.

Слава, слава, греми, Москва!
Празднуй торжественный день Государя,
Ликуй, веселися: твой Царь грядётъ!
Царя-Государя встрѣчаетъ народъ.

Слава, слава нашему Царю!
Слава, слава земле родной!
Слава героямъ Руси Святой!
Ура! ура! ура!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой сами знаменитости? Зачем люди превращают себя в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments