МЫСЛИ: Сергей Бычков. РАДИ ХЛЕБА КУСА… Новации в церковной жизни Москвы после пандемии
Перед чтением статьи рекомендуется ознакомиться с документами по адресу: https://credo.press/231875/
Министр здравоохранения России Михаил Мурашко считает, что последствия распространения пандемии коронавируса в России удастся победить не ранее чем в феврале 2021 года. Об этом он сообщил в интервью «Интерфаксу» 3 июля. «Что такое нормальная жизнь? Это походы на концерты, перелеты, полноценная работа, полноценный отдых. На мой взгляд, маловероятно, что это произойдет раньше февраля. Должна быть разорвана цепочка передачи вируса». Для духовенства и мирян разных религиозных конфессий России такая перспектива означает резкое падение посещаемости и доходов.
Московская городская епархия РПЦ МП сделала новый шаг на хорошо проторенном пути сращивания этой Церкви с госструктурами. С департаментом здравоохранения г. Москвы 3 июня было заключено особое соглашение. Его предметом стало пастырское попечение о покойниках (количество которых умножается) и их родственниках. Епархией берутся под контроль все морги и крематории города. Не секрет, что смертность от коронавируса очень высока и поэтому отпевание умерших в храмах практически не совершается. Поэтому в морги и крематории будут направлены проверенные лица в священном сане для совершения отпеваний, скорее всего - по заранее установленной таксе. Правда: в соглашении говорится о сотрудничестве на безвозмездной основе. Но хорошо известно, что стандартная «стоимость» отпевания в Москве в среднем составляет 5 — 7 тысяч рублей за душу.
Попытки взять под контроль морги и крематории столицы предпринимаются московской церковной властью уже давно, но именно сейчас эта работа принимает системный характер. Особое усердие в этом направлении проявлял бывший «хозяин» церковной Москвы митрополит Арсений (Епифанов) – ныне выкинутый из столицы в Липецкую митрополию. Стремление взять под контроль морги и крематории не только имело финансовую подоплеку, но приобретало стратегический характер. Именно морги и крематории, начиная с 1990-х, стали прибежищем клириков, не угодных всесильному Арсению, а также заезжих пастырей со всей России. Например, Хованский крематорий на протяжении ряда лет удерживала группа выходцев из Мордовии во главе с близким к митрополиту Варсонофию архимандритом Серафимом (Шкредь), Митинский крематорий– группа из Рязани. Архимандрит Серафим прославился тем, что был назначен в Исаакиевский собор настоятелем. Когда же собор не передали РПЦ МП, получил назначение в Сампсониевский собор Санкт-Петербурга. Как утверждают источники в Петербургской епархии, именно он был за рулем машины во время визита митрополита Варсонофия в Мордовию, когда был сбит мальчик. Во многих моргах и ритуальных заведениях окопались выходцы из Украины и Молдовы. Новое руководство Московской епархией стремится покончить со всей этой «вольницей», чтобы прибрать доходы от отпеваний к одним рукам.
Для контроля за отпеваниями Патриарх Кирилл (Гундяев) поначалу назначил своего викария – епископа Парамона (Голубку). Но век московских викариев при Кирилле недолог, и в скором времени на место руководителя «окормления» моргов и крематориев был поставлен приближенный к митрополиту Арсению и протопресвитеру Владимиру Дивакову протоиерей Виктор Сандар. В настоящее время под его неусыпным контролем находятся два из трех московских крематориев, а также некоторые крупные морги. Получив власть над ритуальными учреждениями, о. Виктор стремится расширить свои владения, ведет себя как архиерей и даже дает указания священнослужителям в моргах из разных викариатств в обход их епископа.
Соглашение Московской патриархии с департаментом здравоохранения больно ударит по светским работникам ритуальной сферы. Официальная зарплата санитаров в морге символична, и это заставляет их искать дополнительные источники дохода, как это ни печально, за счет скорбящих родственников усопших. Разделение дохода от отпеваний между работниками ритуальных учреждений и служащим там духовенства – давняя практика, сохраняющаяся уже не один десяток лет. Попытка московской церковной власти вмешаться в этот процесс вряд ли закончится полной победой. Персонал моргов и крематориев будет стоять насмерть, отстаивая свои интересы. Вмешательство в эту прибыльную сферу еще одного «игрока» в лице Московской епархии может привести лишь к резкому удорожанию услуг.
Документ со стороны РПЦ МП подписан председателем синодального Отдела по благотворительности и социальному служению епископом Пантелеимоном (Шатовым). И это отчасти проливает свет на то, как глава Отдела понимает «благотворительность и социальное служение»!
Вопрос об организации отпеваний в крематориях и моргах волнует и рядовое духовенство московских храмов, которое теряет свои доходы из-за перемещения отпеваний в светские ритуальные учреждения. По существу, в храмах из треб остается только крещение младенцев. Ведь повсеместно резко сократились венчания. А передача львиной части отпеваний в морги и крематории оставляет без дохода духовенство многократно умножившихся в Москве храмов. В период пандемии все более заметным становится явление, которое на языке «богословов» Свято-Тихоновского университета именуется «выгоранием».
На этом фоне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) призвал духовенство РПЦ МП вспомнить о своих талантах и профессиональных способностях и не зарывать их в землю. По его мнению, пришла пора браться священникам за любую работу. На Западе и в США православные священники живут исключительно за счет собственного труда. И это не унижает их достоинства. В будни они — ученые, таксисты, ювелиры, дальнобойщики. А в воскресенье и праздник стоят у престола и возносят молитвы за своих прихожан и за весь мир. Подобный образ жизни вызывает у прихожан лишь уважение к священнику.
Опубликовано: 04.07.2020https://credo.press/231887/
Journal information