МЫСЛИ: Сергей Путилов. МУРАВЬИНЫЙ ВАВИЛОН. Сделала ли пандемия людей более свободными?

Уж сколько мы смеялись над советским коллективизмом, где "эго" было подчинено “общему”. "Единица ноль, единица ничто" - по сравнению с поставленными партией и правительством, народными вождями задачами, которые немощный по своей природе индивид не в состоянии решить самостоятельно. Требуются напряженные усилия “всего народа” для того, чтобы построить светлое будущее, отстоять родину от поползновений внешних врагов или происков внутренних, совершить рывок в иные измерения. Казалось бы, за семьдесят лет советского тоталитаризма и добавленные к ним двадцать лет правления Путина все мы от этого безнадежно устали. И что же?
Как только грянул коронавирус, выяснилось, что люди в массе своей не в состоянии вынести одиночества - этой обители мудрецов и уникальных личностей. Дело не только в зашкаливших показателях “голосования за изменения в Конституцию”, когда якобы три четверти граждан словно очумевшие рванулись на досрочно открывшиеся участки или принялись нажимать кнопки электронного голосования всеми пальцами. Сколько стонов породили ограничения в связи с выходом на улицу, все эти маски, которые скрывают твой прекрасный лик и лица других? Понятно, что когда идешь в супермаркет и встречаешь толпящихся у кассы жеребцов в спортивных трусах и майках, бравирующих тем, что они "дерзко" отвергают "намордники", то это не более, чем инстинкт, востребовавший насыщения после почти трех месяцев невозможности "произвести впечатление"... Об отмене ограничений возвестил у нас, в подмосковном поселке, не губернатор, не глава администрации, а надсадный рев форсированных двигателей мотоциклов, вырвавшихся на свободу. Вплоть до рассвета.
Кто мы такие и чего хотим в этом мире, - прекрасно показала самоизоляция. Едва ли прорывом к свободе можно назвать столпотворения людей без масок в центре Москвы, извергающих друг на друга содержимое своих легких (и безобидное ли?) на "запасной день победы” 24 июня. Нет сомнений, что эти люди твердо убеждены: против их коллективного патриотизма ни одна зараза, особенно иностранная, ничего поделать не в состоянии. Гаркнем наше мощное "ура!" - и изыдет коронавирус! Нет, не изыдет, как показывает опыт стран, где ограничения были отменены поспешно, и вслед за этим последовал новый всплеск заболеваний.
С изрядной тревогой восприняли пастыри народа расслабляющее действие коронваруса на "скрепы". Чтобы выстраиваемая десятилетиями "вертикаль" в одночасье не рассыпалась, власти, словно с писаной торбой, заносились с парадом и конституционным голосованием. Но их опасения совершенно напрасны. Словно муравьи, строящие свой общий дом из песка и сосновых игл, граждане по-прежнему готовы выстраиваться в колонны и маршировать в направлении если не “величия нашей родины”, то “личного успеха”, комфорта и приличного заработка. Даже не взирая на пандемию. А для этого ведь жизненно необходимо, чтобы общественные клапаны, артерии экономики не закупоривались - практически каждый житель пригородов, словно муравей в поисках своей личинки, травинки, которую сподручно подхватить, едва спали ограничения устремился как ошалелый в Москву. Движение уплотнилось до непролазных девяти баллов. Зато привычное чувство плеча попутчика в метро, или сердитый клаксон на светофоре вернули утраченный было драйв. Муравейник снова пришел в движение и продолжил рост.
Конечная цель строительства этой вавилонской башни, впрочем, для каждого остается загадкой. Словно повинуясь сигналам роботов-вершителей (как в фильме "Москва-Кассиопея"), с отменой ограничений примосковские россияне вновь отчетливо ощутили приглохший было в период "удаленки" и самоизоляции сигнал к зарабатыванию денег, активным действиям, общению, тусовкам. Река жизни, уносящая прочь размышления о конечном смысле существования, о предназначении бытия, вновь входит в свое безысходное русло.
Кто-то скажет, что вот, мол, не все люди “коллективно организованы”, и укажет на взрыв анархических, антирасовых протестов в США. Когда власти переходят к дистанционному управлению страной, неизбежно появляются новые лидеры. Те, которые позовут за собой разбредшееся стадо к новым зияющим высотам. И то, что любой мятущийся вал антисистемной энергии закончится лишь новым жестким авторитаризмом, это не надо объяснять даже школьнику. Мы все это проходили во время революции и гражданской войны. "До основанья, а затем" закончилось установлением сталинского тоталитаризма. Из антирасистских бунтов США выйдут отнюдь не более свободными, но серьезно поколебавшими основания демократии. Трамп, по крайней мере, уже пообещал в сталинском стиле - по "десятке" каждому вандалу, посягающему на памятники "великой родины".
Как бы мы ни пытались протестовать против самоизоляции, в конечном счете, все равно каждый будет призван для служения делу строительства вселенского муравейника, нового Вавилона, устремленного в темные выси (они же - глубины). Как показал коронавирус, люди не в состоянии жить поодиночке. Поэтому придется подчиняться, организовываться, порой даже разрушать, но лишь во имя нового, возможно, еще более жесткого порядка.
Строительство общемирового муравейника растянулось на тысячелетия - с тех самых пор, как ударом молнии была разрушена древняя Вавилонская башня — вызов Царству Небес. Что-то скрыто в человеческой природе, что заставляет ее носителей, преодолевая оковы земной гравитации, стремиться в звездные выси, чтобы приступить к очередному штурму Престола, стоящего над Вселенной. Редко у кого возникает мысль, что подойти к нему можно и с парадного входа. Знать бы этот парадный вход...
Опубликовано: 29.06.2020https://credo.press/231783/
Journal information