Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

Category:

После пандемии РПЦ угрожает двойной кризис. Эксперты предрекают появление в России в влиятельного ка

https://credo.press/231329/

МОНИТОРИНГ СМИ: После пандемии РПЦ угрожает двойной кризис. Эксперты предрекают появление в России влиятельного катакомбного православия

Локдаун нанес существенный урон репутации Русской православной церкви как независимого от действия светских властей института. К такому выводу пришли исследователи Агентства стратегических коммуникаций (АСК), которые, проанализировав влияние пандемии и карантинных мер на РПЦ, подготовили по итогам доклад.

Авторы считают, что именно COVID-19 обнажил все те проблемы, которые в Московском патриархате долгое время пытались не замечать, а потому с выходом из пандемии «РПЦ вступит в эпоху серьезного церковного кризиса, который будет проходить как по внешнему, более заметному, контуру, так и внутри». Внешним контуром названо выстраивание взаимоотношений между религиозной организацией и государством, внутренним – разрыв между «партией власти» и церковными «диссидентами».

В первом случае главной и основной ошибкой православных иерархов названо изначальное игнорирование духовенством требований светских властей соблюдать необходимые меры профилактики заражения. «26 марта 2020 года рабочая группа при патриархе прокомментировала рекомендации гражданских властей Москвы и Московской области гражданам «воздержаться от посещения религиозных объектов». В комментарии было сказано, что «пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе. 3 апреля 2020 года патриарх Кирилл обратился с посланием к преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В послании патриарх призывал «продолжать ревностно совершать богослужения». Как показали последующие события, патриарх, как и лидер светской власти, самоустранился от централизованного решения взаимодействия с органами государственной власти по вопросам пандемии, предоставив владыкам митрополий и епархий самим решать проблемы с властями субъектов РФ», – говорится в исследовании.

В итоге по вопросу ограничений во время Пасхи «был достигнут паритет»: в 43 субъектах РФ храмы были открыты для прихожан, а в 42 – закрыты и «через административное давление, угрозы штрафов, предписания санитарных врачей, апелляции к сохранению подвергающихся опасности жизней сограждан при неубедительной позиции епархиальных архиереев удалось загнать таинство и празднество Пасхи в формат онлайн». Этот факт еще больше увеличил разрыв между церковными «захожанами» и прихожанами. Если первые сполна удовлетворились форматом интернет-проповедей, то вторые стали открыто осуждать светские власти, запретившие посещение храмов и не позволившие отпраздновать торжество по всем полагающимися канонам.

Чиновникам эта критика со стороны верующих пришлась не по душе, и процесс охлаждения отношений между РПЦ и властью, обозначившийся еще в 2014 году, возобновился. «Отсутствие у церкви активной социальной и публичной позиции по многим насущным для ее паствы вопросам сделало ее положение в российском социуме крайне уязвимым. Сегодня церковь проявляет активную социальную позицию в публичном пространстве лишь при имущественных спорах либо при активном противодействии населения строительству культовых объектов. Все это не может не усиливать антиклерикальных настроений в обществе, которые теперь поддерживаются не только агностиками, атеистами, безбожниками и последователями тоталитарных сект, но и значительной частью населения из категории «прохожан» РПЦ», – резюмируют авторы исследования. «Околоцерковные источники и новостные агрегаторы с завидной периодичностью инициируют слухи о скорой смене патриарха, который якобы не полностью в своей деятельности на этом посту удовлетворяет запросам высшего политического руководства страны и даже президента Владимира Путина», – добавляют они.

Что касается внутрицерковного раскола, то, по мнению авторов, тут свою роль сыграло несколько факторов. Прежде всего внутренняя политика Московского патриархата, которая с принятием в 2009 году нового устава РПЦ не только свела к нулю полномочия приходских собраний, но и завершила процесс «абсолютизации архиерейской власти в церкви». «Это привело к нарастанию внутренних противоречий между клиром и паствой. При росте доли православного взрослого населения с 31% в 1991 году до 72% в 2008 году, доля среди них посещающих хотя бы один раз в месяц церковные богослужения сначала выросла с 2% (1991 год) до 9% (1998 год), а затем снизилась до 7% (2008 год). Все это отражает глубинные закономерности в российском обществе, в котором после идеологического краха коммунизма и связанного с ним государственного атеизма возникли обратные, компенсирующие процессы воцерковления населения, пошедшие, правда, по облегченному сценарию, который можно описать как «вера и принадлежность без поведения», – отмечается в докладе АСК.

Еще одним вызовом, уже во время нынешней пандемии, стали ковид-диссиденты из среды духовенства, которые утверждали, что принятые правительством карантинные меры не больше чем заговор с целью запугивания верующих, создания мирового правительства и попытки вытеснить церковь и веру на обочину общественной жизни. Поскольку у утверждающих подобное нашлись свои последователи, а священноначалие, по их мнению, не смогло, а может быть, даже не захотело защитить своих верующих не только от коронавируса, но и от «несправедливых» действий светских властей, то все это привело к тому, что внутри Московского патриархата зародилась «оппозиционная» по отношению к «правящей», возглавляемой патриархом Кириллом, партия. Политологи АСК приходят к выводу: «Не исключено, что на этом фоне появится новая «катакомбная» церковь как альтернатива аффилированному с властью клиру Московской патриархии».

По мнению исследователей, и сама РПЦ в обозримом будущем может «трансформироваться в некую квазирелигию, имеющую с христианством и православием только внешнее сходство, на деле же проповедующую милитаризм, патриотизм, непререкаемый авторитет верховной светской власти». «Примером такого явления служит возведение главного храма Вооруженных сил РФ – как воплощение нового сугубо российского неоязычества, религиозного культа, в котором вместе с традиционными христианскими ценностями и изображениями обожествляется российская история и политические лидеры страны, такие как Сталин, Путин и Шойгу».

Милена Фаустова,
"НГ-РЕЛИГИИ", 2-3 июня 2020 г.

Опубликовано: 03.06.2020

Subscribe

promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... https://www.youtube.com/watch?v=keMAC2_K0VQ От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments