Когда мне в свое время пришлось перечитать множество историй болезней психических, в первую очередь о детях смотрел. Интересные вещи я наблюдал.
Расскажу один пример, я о нем писал в книге.
Одна девочка лет четырех вместе со своим детским садом уехала на дачу. Дача очень хорошая: в лесу, в прекрасной местности – в сосновом бору, очень хорошее питание, хорошие воспитатели. В общем, садик весьма дорогой, потому что родители очень обеспеченные. Папа работал, а мама в это время решила поехать на Канары отдохнуть. И вот в это время, когда девочка была в саду – умненькая, хорошая, абсолютно здоровая девочка – вдруг у нее случается эпилептический припадок, причем развернутый припадок, со всеми его симптомами, то есть с клоническими судорогами, непроизвольным мочеиспусканием, закусыванием языка.
Все, что мы знаем об эпилепсии, все это мы наблюдаем у этой девочки. Это написано в ее истории болезни: развернутый эпилептический припадок. Мне стало интересно, в чем причина? С чего это вдруг ребенок стал эпилептиком, хотя, я проверил, у них в роду не было эпилептиков? Что случилось? Почему? Какой-то грех я сразу заподозрил. Мне удалось пообщаться с родителями.
Я выяснил: мама там, на Канарах, нашла себе дружка и согрешила с ним. Когда я сличил время греха и время эпилептического припадка, оказалось, что это произошло в одно и тоже время, день в день, час в час. То есть мама нагрешила за двадцать тысяч километров от этого детского лагеря, а дочка пострадала – лишилась благодати Святого Духа. И в нее вошел демон. Потому что эпилепсия – это одна из форм одержимости, причем такая явно манифестированная. Есть множество других форм психических заболеваний, когда демон действует очень тонко, аккуратно, так, что большинство даже и не догадывается, что в них сидит демон. А вот здесь себя проявляет он очень явно.
И тогда мне стало еще раз понятно, почему Господь на горе Синай очень четко сказал Моисею. Откройте Книгу Исход, и вы прочтете эти слова, что сказаны на горе Хорив в Синае. А было сказано так: за грехи отцов – под отцами в данном случае подразумеваются родители вообще, в принципе: матери, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки – за грехи отцов, повторяю, дети страдают до третьего и четвертого рода, то есть поколения. А вот «за благочестие милую, – говорит Господь, – до тысячи родов» (ред.: см. Исх. 20:5-6). Но нас сейчас интересует не то, как Он милует, а то, что когда родители или предки – дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки – согрешают, то это каким-то образом ложится на детей.
Мне могут возразить: а в другом вот месте сказано, что отец за сына не отвечает. Как привести к согласию эти два места? Очень просто. Некоторые думают, что они противоречат друг другу. Ничего подобного. Они абсолютно не противоречат. Дело в том, что в первом случае, о котором я говорю, отступает благодать от согрешившего отца или матери и одновременно отступает от связанного с ними ребенка. И тогда демон может войти в этого младенчика или отрока, да и в более взрослого человечка, пока он живет с родителями, от них зависит и не женился сам. А вот в другом случае, если отец юридически виновен, то есть он, например, убил кого-то, то да, действительно, за это убийство сына не будут в суде наказывать, будут наказывать отца.Сын в данном случае не отвечает за убийство или воровство отца, потому что бывает так, что отец вор, а вот сын, наоборот, вырос порядочным человеком. Исключение, но бывает. Бывает, отец-пьяница, а сын в рот вина никогда не взял и стал великим ученым. Такое тоже бывает. Хотя редко, но бывает. И в этом – юридическом – плане совершенно правильно сказано: если согрешил отец, то на суде сына не привлекут за грех отца. А вот в духовном плане грех отца ляжет на сына: лишит его в какой-то мере благодати Святого Духа, особенно, если ребенок еще маленький и связан с родителем. Он еще не порвал эту пуповину между собой и родителем, потому что рвется она, когда ребенок выходит из семьи, создает свою новую семью, ячейку. И вот тогда там происходит объединение: он, жена и ребенок – единое целое.
Согрешающие блудом разрушают свой брак и калечат собственных детей. (Ч. 1)Вот поэтому и говорит апостол, что согрешающий обычными грехами грешит против тела, а тот, который грешит блудом, грешит в тело свое. А в тело свое грешит тем, что лишается благодати Святого Духа. Лишается не только тело, но и душа. И потом сыпятся на него, бедного, камни, потому что бросал он эти камни – грехи свои – вверх. Но закон-то есть закон. И по закону тяготения камни будут падать вниз на его голову и бить его. И он кричит: «За что мне?» Вот тут заболел, вот тут машина украдена, вот тут дача сгорела. «За что?» – спрашивает. Да ты посмотри, за что. Есть причина. Ты бросил камень – совершил грех. Он упал на тебя. Пусть не сразу, через год упал, предположим, или через десять. Но он упадет всегда. Можно от этого как-то защититься? Да, конечно.
Единственная защита от падения камней, которые разобьют тебе голову и могут убить, – это покаяние. Искреннее покаяние. И тогда Господь может простить любой грех. Было бы искреннее покаяние, осознание недопустимости греха, того, что этим грехом он массу скорбей и бед окружающим принес. И когда это покаяние есть, Отец наш Господь помилует.
Господь наш Отец, потому что каждая душа каждого из нас создана лично Богом. Это учение Святой Церкви зафиксировано Пятым Вселенским Собором (ред.: был созван в Константинополе в 553 году; на Соборе было осуждено учение пресвитера Оригена о предсуществовании человеческих душ). Лично Господь создает душу каждого человека в утробе матери. Он Отец наш. Подобное может родить только подобное: материя – материю, дух может родить только дух. Душа наша есть дух, духовное существо. И Бог Есть Дух: рождает душу, создает ее по своему образу и подобию. Подобие, правда, потеряли, образ остался.
Так вот, отец в той притче, о которой мы слышали сегодня от Христа, когда увидел покаяние своего блудного сына, его не обругал, он его не отверг, сказав: «Пошел вон! Ты съел половину состояния моего – проблудил его, с блудницами прогулял, проел». Вот брат так сказал, а отец не так. А отец сказал, что радоваться надо тому, что мой сын умер и ожил. Душа его была мертвой из-за грехов. И вот когда произошло это покаяние, эта метанойя – изменение ума, он осознал, что натворил, и сказал такие слова: недостоин называться даже сыном. Вот тогда Господь, который изображен как отец, Он первый побежал навстречу этому блудному сыну. Обнял его, поцеловал его и вернул ему первую одежду. А что называется в богословии первой одеждой? Это благодать Святого Духа. Вернул за покаяние.
Когда мы грешим, все-таки у нас всегда есть надежда. И если мы будем искренне каяться, то какой бы грех тяжелый ни был, при искреннем покаянии Господь прощает его, потому что Он любит нас. Аминь.
Journal information