Михалыч МСМLХVII (dmitri_obi) wrote,
Михалыч МСМLХVII
dmitri_obi

Categories:

БРОНЗОВАЯ ТАЙНАТ. 33 года назад в Троице-Сергиевой лавре обрели чудотворную статую Спасителя с Немец



Тридцать три года назад в Троице-Сергиевой лавре обрели  чудотворную статую с Немецкого кладбища

По одной из самых устойчивых городских легенд, на Введенском (Немецком) кладбище долго находилась чудотворная скульптура  – трехмерная икона Господа Иисуса Христа. В военные годы родственники ушедших на фронт молились перед ней о возвращении своих близких. Студенты прибегали сюда перед ответственными экзаменами, а стекавшая с руки Спасителя дождевая вода исцеляла от самых тяжелых недугов. Это не выдумки: такая статуя действительно существовала, более того – уцелела и дошла до нас!

Скорее всего, первыми к статуе массово стали приходить студенты факультета дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета, чье здание расположено рядом с кладбищем. В советскую эпоху, конечно, никто из молодежи не рискнул бы идти перед важными экзаменами в церковь, а вот сбегать на соседнее кладбище – вполне. Именно с просьб-молитв студентов и берет свое начало почитание москвичами этой скульптуры. Но вскоре та исчезла.

Введенское (Немецкое) кладбище

Введенское (Немецкое) кладбище

Обрели ее уже в перестроечное время. В 1986 году в Церковно-археологическом кабинете (музее) Московской Духовной Академии (МДА) появляется новый экспонат – бронзовая статуя Христа работы скульптора Романелли. Как свидетельствуют документы, после войны она числилась в запасниках Музея архитектуры им. Щусева и находилась в тогда еще закрытом Донском монастыре (туда после демонтажа свозили скульптуры не только из Храма Христа Спасителя, но и с Немецкого кладбища). В 1960-е годы начался процесс передачи скульптур во вновь открывшийся церковный музей при Московской Духовной Академии. В Церковно-археологическом музее сохранился акт передачи от 2 февраля 1976 г. представителю Хозяйственного управления Московской Патриархии «в постоянное пользование скульптуры бронзовой «Христос-исцелитель». На десять лет о скульптуре забыли: она находилась в заколоченном ящике в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Но после страшного пожара в МДА, когда академический храм практически полностью сгорел, преподаватели и студенты получили благословение временно совершать богослужения в Смоленской церкви лавры. Вот тогда и нашелся древний памятник. Но как он прежде оказался на кладбище?





xr3

Документально в границах этого памятного места прослеживаются по крайней мере три стародавних изваяния Спасителя. Первое было установлено по заказу семьи Кнопп в память о рано умершей дочери. Алексей Тимофеевич Саладин в своей книге «Очерки истории московских кладбищ» так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли».

xr1

У южного кладбищенского входа стоит лютеранская часовня, построенная по проекту архитектора В.А. Рудановского и инженера Л. Розенблита в 1912 году. Перед нею предполагалось устроить фонтан, однако по заказу семейства Вогау там поставили беломраморную фигуру Христа, держащего мраморный крест, работы того же скульптора Рафаэлло Романелли. В 1940-е гг. скульптуру Христа перевезли – и тоже в Музей архитектуры, откуда она бесследно исчезла в 1990-е годы.

Известна и еще одна скульптура – так называемый «Белый Христос», установленный у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых (не имевших отношения к основателю одноименной галереи). Ее выписали из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем и революция не дали статуе возможности прибыть в Москву. И только после Великой Отечественной войны, в 1946 году, семейству Третьяковых удалось исполнить давнее намерение. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру (автор – известный скульптор Н.В. Крандиевская). В хрущевские времена памятник был сброшен, от него откололась часть носа и золотой венок. Позднее изваяние восстановили.

76_p_img_01

Какая же из скульптур чудотворная? Очевидно, первая, на руку которой москвичи возливали воду и уносили ее по своим домам как святую. Об этом свидетельствует одно важное обстоятельство: на указательном пальце правой кисти сделана бронзовая накладка, повторяющая его очертания. Дело в том, что палец был стерт верующими до половины первой фаланги тогда, когда скульптура находилась еще на Введенском кладбище.

Кстати, студия Романелли до сих пор существует во Флоренции. И трудятся там скульпторы, правнуки автора чудотворной статуи Христа.

Сергей Любимов


Справка: Церковно-археологический кабинет при Московской Духовной академии (ЦАК) был создан в 1871 году, но после Октябрьской революции был полностью разграблен. Воссоздание музея связано с возрождением Московских Духовных школ и возвращением их в Троице-Сергиеву Лавру в 1948 г. В 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I благословил организовать ЦАК иеромонаха Сергия (Голубцова).

Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра.
Официальный веб-сайт: acmus.ru
Телефон:  (496) 541-55-01

Чудотворная скульптура Господа Иисуса Христа упоминается в житии блаженной Матроны Московской.

В 1940-е годы блаж. Матрона просила одну свою близкую знакомую: «скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с руки Господней» (З.В. Жданова «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны», М.: Издание Покровского женского монастыря, 2008. с. 43.)

moscow_lutheran_cathedral_postcard
Кнопп – немецкий баронский род. Лидеры двух ведущих фирм – Кноппов и Вогау – возглавляли лютеранскую общину Москвы, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви св.св. Петра и Павла в Старосадском переулке.  Оно сохранилось до наших дней. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).

Было опубликовано: №21 (610) ноябрь, 2016 г.

Subscribe

promo dmitri_obi january 3, 2019 17:34 17
Buy for 100 tokens
Цвет настроения синий.... От вида этих людей волосы встают дыбом! Лицо без носа, глаза без зрачков и застывшие навечно клоунские гримасы. Вместо одежды они покрывают свои тела татуировками. Какие нательные рисунки скрывают под одеждой сами знаменитости? Зачем люди превращают себя в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments